О ПИЛОТЕ СВЕРХЗВУКОВОГО.
Газета «Комсомольская Правда». 16 мая 1971 года.
Ольга БЕНДЕРОВА, ученица 10-то класса 33-й московской школы.

 

— Отец дома? — звучит знакомый голос в телефонной трубке.

Эти слова я слышу почти каждый вечер. Слова человека, которого знаю с детства и с детства люблю. Его объединяет с моим отцом важное и большое — работа. Весь день они вместе. Но не успеет отец после работы войти в дом — звонок: «Отец дома?» И они снова с увлечением говорят о делах.

Эдуарду Вагановичу Еляну сорок четыре года, в волосах его уже седина, а глаза — мальчишеские, веселые, озорные.

Я не привыкла называть его «Эдуард Ваганович», я зову его «дядя Эдик».

Когда у нас собираются папины друзья, то и дело слышится: «А где же Эдик? Где Елян?» И вот он появляется в дверях, оживленный, веселый. И всем тоже становится весело. Он любит смех. И смеется как-то особенно, «по-еляновски» — заразительно, от души. Любит шутку. На одной дружеской встрече получил даже медаль за лучшую шутку.

О таких, как Елян, говорят — интересный человек.

Елян — азартный охотник. В прошлом году, как всегда, взял отпуск зимой и в самые лютые морозы поехал на Дальний Восток — на медвежью охоту.

Он любит природу, реки, горы, лес. Любит и всех друзей подбивает ездить в отпуск не в какой-нибудь санаторий «для стариков», а зимой, на знаменитую горнолыжную базу. Он говорит, что «просто восторг» лететь с горы, что сама жизнь там, в горах, кажется шире и горизонты совсем другие. Елян ездит туда с сыном и дочкой.

Как-то мы встретили Еляна, увешанного свертками: торты, бутылки с соком, коробки конфет...

— Еду к Андрюшке в больницу!

Андрюшка — его маленький сын. Приболел. Но зачем так много всего?

— А их в одной палате восемь ребят! — ответил Елян.— На сегодня мне заказали лимонад, пирожные, копченую колбасу и рассказ «про самолеты».

Он очень любит детей. И не только своих...

Но ведь не только из-за всех этих, пусть и прекрасных качеств, я считаю Еляна настоящим человеком. Есть в нем еще одно, может быть, самое главное, самое важное качество — он беззаветно любят свое дело.

«Мы учим летать самолеты...» — вспоминаю я слова хорошей песни. Мне кажется, эти слова о Еляне и людях его профессии. Да, Эдуард Елян учит летать самолеты. Он заслуженный летчик-испытатель, командир экипажа первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «ТУ-144». И медаль у него есть несравненно более важная, чем «за лучшую шутку»,— медаль имени первого президента ФАИ, которую ему вручили совсем недавно.

Это Елян два с лишним года назад впервые поднял удивительную машину в воздух. Я хорошо помню эти дни — канун Нового года. Помню, как ждали погоду, как Елян и мой отец вместе вечерами выходили на улицу и смотрели на небо, все надеясь, что уж завтра-то погода будет летная. Елян жил тогда у нас на даче, рядом с аэродромом, потому что к полету надо готовиться с рассвета, а из Москвы добираться все-таки далековато. Приходили они поздно, усталые, и все говорили и говорили о подготовке к первому вылету. «Выкатывали из ангара»... «Гоняли двигатели»... «Надо еще на бесхвостке попробовать»...— долетали до меня не всегда понятные слова. В те дни первый пилот, как и сотни людей, участвовавших в строительстве, в испытаниях «сто сорок четвертого», весь отдавался работе. На сон и отдых оставалось шесть-семь часов в сутки. 31 декабря 1968 года «ТУ-144» впервые ушел в небо.

Мы жили рядом и видели этот первый взлет. Задолго до назначенного часа мы уже стояли на пригорке — единственном среди большой снежной равнины. Вдалеке был виден аэродром, оттуда должна появиться новая машина.

Послышался далекий рокот, и почти сразу же показался самолет, так похожий на птицу: даже голова опущена.

...Я волнуюсь за четверых, которые сейчас в самолете. Ведь это первый, самый первый взлет. А вдруг машина не послушается? Ведь она совсем новая, не похожая на своих предшественниц. И тут мне представляется спокойное лицо Еляна, его сильные, уверенные руки на штурвале.

Потом я слышала магнитофонную ленту с записью этого полета. «Дельфин-1» (это позывные «ТУ-144») имел связь с Землей.

— Как вы оцениваете такую сложную метеообстановку? — слышится голос генерального конструктора «ТУ-144» Андрея Николаевича Туполева.

— Все в порядке, экипаж готов к вылету. Обстановка нормальная,— отвечает Елян.

— Ну что ж, давай потихонечку трогай и песню в пути не забудь...— напутствует Андрей Николаевич испытателей.

И вот запущены двигатели. «Дельфин-1» набирает высоту.

— Посмотрите на нас снизу. Неплохо выглядим, а? — успевает проговорить Елян.

Какая гордость за машину, за труд всех людей, создавших ее, в голосе командира!

Наверное, он родился в рубашке, думала я о Еляне. Сколько в нем прекрасных качеств: целеустремленность, прямота, принципиальность, ответственность перед временем, ненависть к равнодушию. А каким здоровьем наградила его природа! Ведь далеко не всем по плечу эта «дьявольская» профессия.

И чтобы узнать о нем больше, я однажды отправилась к матери Еляна.

Дом, где рос. Письма, фотографии сына. Елян - школьник. Старший брат везет на санках малышей-близнецов в детский сад. Курсант авиационного училища. На доске почета, там, куда навечно вписаны имена Валерия Чкалова и Виктора Талалихина, стоит имя Эдуарда Еляна.

Стопка газет. «Пилот сверхзвукового — наш земляк»"— заголовок бакинской газеты. «ТУ-144» ведет «норильчанин». Борисоглебские и свердловские газеты пишут почти то же самое. Я с недоумением смотрю на Александру Федоровну, мать Еляна.

— Ничего особенного,— говорит она.— Эдик родился в Баку, детство провел в Норильске, а учился в Свердловске и в Борисоглебске. Сейчас он москвич. И не удивительно, что попал в «Вечерку» в «Рассказы о москвичах».

Мать открывает мне новые и новые шаги этой жизни. И самое для меня неожиданное: Елян совсем не атлет-здоровяк. В раннем детстве он перенес тяжелую болезнь, чуть не лишившую его правой ноги. Три операции. Елян был обречен на хромоту, на слабость, на жизнь около жизни.

И еще мальчишкой он начал бороться. За себя. За будущее. За судьбу. Приказывал непослушным ногам работать. Превозмогая боль, делал изнурительные упражнения. Капля по капле возвращал ногам силу.

И вот он летчик-испытатель. Уже третий год поднимает в небо первую в мире сверхзвуковую пассажирскую машину.

Я не вижу его за штурвалом. Но там, на борту самолета, у меня «глаза и уши». Там, вместе с Еляном, мой отец. И он рассказывает мне о Еляне-летчике.

В полете он всегда спокоен.

Однажды при испытании нового дозвукового самолета машина начала переворачиваться «на спину». Елян молниеносно сообразил: заклинило закрылок. Он тотчас убрал частично противоположный закрылок, устранил крен и благополучно посадил машину. Не успели шасси самолета коснуться земли, как закрылок оторвался. Если бы пилот не среагировал мгновенно, гибель машины и экипажа была бы неминуема...

В июне 1969 года «ТУ-144» достиг сверхзвуковой скорости. «Ходили на звук»,— сказал в тот день Елян.

«ТУ-144» летает сейчас на скоростях, в два раза превышающих скорость звука. Экипаж самолета готовится к поездке в Париж, на Всемирную авиационную выставку. Вместе с другими чудо-машина будет представлять нашу авиацию.

...Чтобы в. полете вести связь с Землей на международном авиационном языке, нужно знать английский. Первый пилот английского не знал. Я слышала, как он сказал: «Надо изучить до Парижа».

Очень радостно узнать: за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, Эдуарду Вагановичу Еляну присвоено звание Героя Советского Союза.

Теперь я знаю: в счастливой рубашке не родятся. Характер и судьбу делают своими руками

Сайт управляется системой uCoz