(Подборка официальных сообщений, опубликованных в газетах)

КАТАСТРОФА САМОЛЕТА
После проведения нескольких демонстрационных полетов 3 июня потерпел катастрофу близ аэродрома Ле-Бурже в окрестностях Парижа советский самолет «ТУ-144». Члены экипажа, находившиеся в самолете, погибли.
Причины катастрофы расследуются.
(ТАСС).

 

От Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извещают, что 3 июня 1973 года при выполнении демонстрационного полета советского самолета Ту-144 близ аэродрома Ле-Бурже в окрестностях Парижа погибли Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Козлов М. В., летчик-испытатель Молчанов В. М., штурман самолета Баженов Г. Н., заместитель Главного конструктора, генерал-майор-инженер Бендеров В. Н., ведущий инженер Первухин Б. А., бортинженер Дралин А. И., и выражают соболезнование семьям и родственникам погибших.

 

Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу БРЕЖНЕВУ
Потрясенный авиационной катастрофой в Ле-Бурже, я выражаю Вам братское соболезнование и чувство солидарности.
Прошу Вас передать эти чувства семьям погибших и всему советскому народу.
Жорж МАРШЕ,
генеральный секретарь ФКП.

 

В Совете Министров СССР
Совет Министров СССР принял постановление поручить соответствующим советским организациям возместить в соответствии с установленными международными нормами ущерб, причиненный катастрофой самолета «ТУ-144» во Франции, и выделил 500.тысяч франков для оказания единовременной помощи, пострадавшему населению.

 

Президенту Французской Республики господину Жоржу ПОМПИДУ
Глубоко тронут соболезнованиями и дружескими чувствами, которые Вы выразили, господин Президент, в связи с трагической катастрофой самолета Ту-144.
Позвольте выразить от имени советского народа и от себя лично самое глубокое сочувствие по случаю несчастья, постигшего жителей населенного пункта Гуссенвиля.
Прошу Вас, господин Президент, передать наши соболезнования семьям погибших и искреннее сочувствие всем пострадавшим.
Н. ПОДГОРНЫЙ.

 

Председателю Президиума Верховного Совета СССР Николаю Викторовичу ПОДГОРНОМУ
С большим и глубоким волнением я узнал о трагической катастрофе самолета Ту-144 на международном салоне в Бурже.
От имени французского народа и от себя лично выражаю Вам, господин Президент, самые глубокие соболезнования.
Вся Франция скорбит по поводу несчастья, постигшего советскую авиацию и дружественный народ СССР. Я был бы Вам признателен, если бы Вы передали семьям пострадавших мое самое искреннее сочувствие.
Жорж ПОМПИДУ.

 

В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
Для выяснения обстоятельств и причин катастрофы самолета Ту-144 близ аэродрома Ле-Бурже в окрестностях Парижа, происшедшей 3 июня с. г., Совет Министров СССР назначил правительственную комиссию во главе с заместителем Председателя Совета Министров Союза ССР Л. В. Смирновым.

 

ПРИБЫТИЕ КОМИССИИ
ПАРИЖ, 8 июня. (ТАСС). В Париж 7 июня прибыли члены советской правительственной комиссии во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР Л. В. Смирновым. Они примут участие в выяснении обстоятельств и причин катастрофы самолета Ту-144 близ аэродрома Ле-Бурже в окрестностях Парижа.
На аэродроме членов комиссии встречали представители МИД Франции, французской гражданской авиации, Временный Поверенный в делах СССР во Франции В. Л. Кизиченко.
В тот же день Л. В. Смирнов нанес визит премьер-министру Франции П. Месмеру и имел с ним беседу.

 

ПАРИЖ. АДРЕС - СОВЕТСКОЕ ПОСОЛЬСТВО
Корр. ТАСС
В посольство СССР в Париже с выражениями соболезнования поступают письма и телеграммы по поводу гибели Ту-144 и его экипажа.
Пишут видные представители французской аэронавтики и простые рабочие, послы иностранных государств и жители расположенных недалеко от Ле-Бурже деревень и поселков, ставшие очевидцами катастрофы, члены правительства Франции и многие, очень многие молодые французы.
Сотни писем и телеграмм, где слова участия сопровождаются выражением уверенности в том, что эта тяжелая утрата не остановит движения вперед по пути технического прогресса и не поставит под вопрос будущего сверхзвуковой авиации.
Генеральный директор Национального центра космических исследований Франции Мишель Бинье заявил, что незадолго до катастрофы он побывал на борту Ту-144. «Я смог констатировать, что это отличная машина, делающая честь советскому самолетостроению».
Генеральный директор «Эр-Франс» Пьер Кот высказывает убеждение в том, что развитие сверхзвуковой авиации, в котором заинтересованы и руководимая им авиакомпания и «Аэрофлот», будет и дальше идти вперед.
Эта убежденность в торжестве прогресса науки и техники, на какие бы трудности он ни наталкивался, красной нитью проходит через подавляющее большинство писем. «Выражая свои соболезнования советским людям, - пишет, например, житель города Эвиана Люсьен Дондан, - мы ждем, что вскоре на смену потерпевшему катастрофу самолету в воздух взмоет новый Ту-144».
Лионец Пьетри рассказывает, что в момент катастрофы находился на аэродроме Ле-Бурже и «стал свидетелем гибели мужественного экипажа - граждан, выполнявших задание своей Родины».
Житель расположенного недалеко от аэродрома населенного пункта Гарж-ле-Гонес Андрэ Гарэ пишет: «Я был очевидцем катастрофы самолета, создание которого явилось блестящим результатом труда наших друзей - советских рабочих и специалистов. Все мы глубоко взволнованы этим печальным событием и желаем им большого Мужества, без которого невозможно великое дело создания новой техники».

 

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА
ПАРИЖ, 13 июня. (ТАСС). Совместная работа французских и советских специалистов, расследующих причины, вызвавшие катастрофу самолета «ТУ-144» на заключительном этапе демонстрационного полета, продолжается, и еще нельзя подвести ее итог, заявил генеральный конструктор А. А. Туполев. К настоящему моменту собрана довольно большая информация, которая тщательно анализируется. К сожалению, до сих пор не найдена запись автоматического самописца. Не хватает и некоторых других важных для расследования материалов. Тем не менее, нет сомнений в том, что начатая работа будет доведена до конца.
Авиаконструктор категорически опроверг утверждения английской печати, подхваченные затем и газетами некоторых других стран, о том, будто другие самолеты «ТУ-144» терпели катастрофу.
Он опроверг также распространенное агентством Франс Пресс сообщение о каких-то «указаниях изменить программу полета, которые были даны экипажу советской делегацией» на авиасалоне Ле-Бурже. План полета, сказал он, был известен заранее. И он не включал каких-либо опасных элементов.
Отдавая должное мужеству и памяти героического экипажа «ТУ-144», А. А. Туполев выразил уверенность в том, что случившееся не остановит дальнейшего осуществления программы создания сверхзвуковых самолетов в Советском Союзе.

 

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Перед членами советской комиссии, расследующей причины катастрофы «ТУ-144», один за другим ложатся все новые и новые предметы, найденные участниками специальных поисковых групп. Детали корпуса и оборудования самолета, документы, фуражка летчика...
Снова и снова просматривает комиссия драматические кадры последнего полета.
15 часов 21 минута. В небо взмывает «звезда Бурже» - именно так окрестили специалисты разных стран советский сверхзвуковой пассажирский лайнер «ТУ-144»... Стремительный и легкий взлет...
Вот он на высоте около 150 метров проходит перед трибунами... 15 часов 29 минут. Полет завершается. Последний раз «ТУ-144» взмывает ввысь и уходит вдаль, видимо, для разворота на посадку. На старте перед трибунами уже другой самолет, но зрители все еще провожают глазами «ТУ». Они видят, как самолет вдруг резко устремился вниз. «ТУ-144» упал на землю в районе Гусенвилля.
К месту катастрофы мгновенно устремляются по дорогам пожарные и санитарные автомобили, а по небу отряд спасательных вертолетов. Они - всегда наготове с первой и до последней минуты авиасалонов в Бурже, которые, к сожалению, редко заканчивались без катастроф. 4 июня 1961 года здесь разбился американский бомбардировщик «Б-58», который за рекордное время пересек Атлантику и принес его командиру майору Мэрфи приз имени Блерио. 16 июня 1963 года, проскользнув мимо посадочной полосы, на Бурже разбился военный самолет «Хаукер П-1127». На следующем салоне американский бомбардировщик «Б-58» марки «Хастлер» врезался в землю приблизительно при тех же самых обстоятельствах, как ныне «ТУ-144», и тоже около городка Гусенвилль... На салоне 1967 года в день 4-июня случилось сразу 2 катастрофы — разбился французский тренировочный самолет, ударившись о землю при посадке рядом с трибуной для почетных гостей, а чуть позже около взлетной полосы потерпел аварию американский вертолет... В 1969 году итальянский истребитель «Фиат Г-91» врезался в стоянку автомобилей зрителей, приехавших на Бурже...
- Погибли наши советские товарищи, наши друзья, - срывавшимся от волнения голосом обратился по радио к собравшимся на Бурже директор службы испытательных полетов Франции известнейший летчик, первый пилот-испытатель франко-английского «Конкорда» Андре Турка. - Но, несмотря на возможные несчастные случаи, несмотря на смерть людей, перед памятью которых мы преклоняемся, дух авиации требует, чтобы полеты продолжались. И я хочу, - сказал первый пилот Франции, - выразить от лица всех моих товарищей-летчиков чувство безграничного уважения и восхищения экипажем «ТУ-144», членов которого мы хорошо знали.
Послания взаимного соболезнования руководителей Советского Союза и Франции опубликованы здесь во всех газетах. А у меня в руках толстая папка писем, телеграмм и просто листков, написанных от руки и брошенных без марки в почтовый ящик у дверей советского посольства в Париже. Удивительные волнующие послания, выражающие искреннейшее чувство соболезнования представителей народа, который сам потерпел тяжелую утрату. Это послания членов кабинета министров Франции и простых рабочих, лидеров политических партий и общественных организаций.
...Третий день продолжается напряженная работа на месте катастрофы. В тесном контакте работают представители авторитетнейших комиссий, созданных для расследования ее причин правительствами Франции и Советского Союза. В Советскую комиссию, возглавляемую заместителем Председателя Совета Министров СССР Л. Смирновым, входят заместитель министра авиационной промышленности В. Казаков, генеральный конструктор А. Туполев, Герой Советского Союза, летчик-испытатель Э. Елян и другие специалисты.
До сих пор остается неясным вопрос: что же произошло там, в небе над Гусенвиллем? В чем причина катастрофы, ударившей словно гром среди ясного неба? Надеялись, что ответ даст так называемый «черный ящик» с аппаратурой, записывающей все происходящее на борту. По сообщению агентства Франс Пресс, ящик был найден открытым в саду одного дома. Фотопленка оказалась засвеченной. Магнитофонной пленки в нем нет. Французские власти обратились ко всем жителям в округе с просьбой помочь в розысках этого документа, который один может рассказать, что происходило на борту «ТУ-144» в считанные секунды между тем, когда «что-то случилось», и ударом самолета о землю. Пока что вновь и вновь просматриваются кинопленки, снятые и телевизионными операторами, и кинолюбителями. По последнему рывку самолета перед самой землей можно догадаться, что бессильный предотвратить катастрофу, советский летчик до последних мгновений пытался отвести ее от густонаселенного центра Гусенвилля...
Б. ГУРНОВ.
(Наш соб. корр.).
Париж, 6 июня.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ Л. В. СМИРНОВА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ
ПАРИЖ, 15 июня. (ТАСС). Выступая по Французскому телевидению, заместитель Председателя Совета Министров СССР Л. В. Смирнов - подчеркнул неизменность принципиальной линии на развитие и внедрение сверхзвуковых пассажирских самолетов. «В Советском Союзе, - указал он, - проделан большой объем исследований и испытаний, который показал, что сверхзвуковая гражданская авиация имеет хорошее будущее. Наш Аэрофлот готовится к использованию сверхзвукового «ТУ-144», и я уверен, что скоро пассажиры будут пользоваться этим удобным я надежным видом транспорта».
Касаясь продолжающегося в Париже расследования обстоятельств и причин катастрофы на Ле-Бурже 3 июня, Л. В. Смирнов отметил, что в соответствии с существующими международными правилами и национальными законами Франции в этих целях создана компетентная французская комиссия, работающая с участием советских экспертов.
В настоящее время проводится изучение обстоятельств и фактов, относящихся к этому летному происшествию. Как только французская комиссия и группа советских экспертов сделают заключение о причине катастрофы, они дадут по этому поводу необходимую информацию. Различные версии причин катастрофы, распространяемые в настоящее время западной печатью, не опираются на факты, установленные комиссией, и не вытекают из хода расследования.

 

ПОХОРОНЫ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА «ТУ-144»
12 июня состоялись похороны членов экипажа, погибших при катастрофе сверхзвукового пассажирского самолета «ТУ-144», М.В. Козлова, В.М. Молчанова, Г.Н. Баженова, В.Н. Бендерова, Б.А. Первухина, Д.И. Дралина.
На Новодевичьем кладбище проститься с погибшими пришли работники Министерства авиационной промышленности. Министерства гражданской авиации Министерства обороны СССР, летчики, ученые, инженерно - технические работники, рабочие предприятий и организаций авиационной промышленности, представители партийных советских и профсоюзных организаций.
На траурном митинге выступил министр авиационной промышленности П.В. Дементьев, который отметил выдающиеся заслуги верных сынов Коммунистической партии Советского Союза - членов экипажа самолета «ТУ-144» в освоении новой сверхзвуковой пассажирской авиации.
На траурном митинге также выступили от Министерства гражданской авиации А.В. Беседин, от Военно-Воздушных Сил А.Ф. Коломоец, от партийных и советских организаций В.С. Папутин, от конструкторского бюро имени А.Н. Туполева Д.С. Марков.
Гремит прощальный залп почетного воинского эскорта. Под звуки траурной мелодии на могилу героев-испытателей возлагается венок от ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, венки от министерств, ведомств, предприятий, организаций, семей и родственников погибших, множество живых цветов.
(ТАСС).

 

27.07.1974
СООБЩЕНИЕ

о расследовании катастрофы самолета Ту-144 при выполнении демонстрационного полета 3 июня 1973 года на авиационном салоне во Франции
Французская комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-144 закончила исчерпывающие исследования всех материалов и обстоятельств катастрофы.
Комиссии помогала группа советских экспертов, которые оказывали ей наиболее полное содействие, а также ей содействовали компетентные организации в части работ, которые проводились в СССР.
Французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено никакой ненормальности ни в конструкции, ни в общем функционировании самолета и его систем.
Вмешательство человеческого фактора представляет собой таким образом наибольшую вероятность.
Гипотеза, которая упоминалась чаще всего, учитывает два факта.
С одной стороны, самолет «Мираж III-Р» находился вблизи самолета Ту-144. Хотя расследование установило, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолетами, для советского пилота это могло быть неожиданностью, и он мог внезапно произвести маневр для уклонения.
С другой стороны, член экипажа - руководитель летных испытаний находился в пилотской кабине самолета Ту-144 и не был привязан.
Возможно, что последние эволюции самолета Ту-144 могли вызвать падение этого члена экипажа, который, вероятно, держал кинокамеру, что происходило в условиях, вызывающих временную блокировку действий пилота.
Эта гипотеза не учитывает, однако, вполне удовлетворительным образом все отмеченные факты, и никакого материального доказательства не было найдено ни для того, чтобы ее подкрепить, ни для того, чтобы ее опровергнуть.
В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными, и дело было закрыто.

   
   
Сайт управляется системой uCoz